?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Общественное движение Архнадзор
провело серию экскурсий вокруг находящегося под угрозой сноса
паровозного депо Николаевской железной дороги.


Днем 22 октября на Ленинградском вокзале в Москве у фонтана со скульптурой Георгия Победоносца собрались люди.

Немного, всего полтора десятка. Они не торопились на посадку в отбывающий скорый поезд, они не кричали по мобильным, что стоят «тут, где мужик на лошади, ты слепая, чо ли?», не возмущались политикой и не цитировали Ерофеева: обычные тихие москвичи как они есть! Но чем-то неприметным они отличались от толпы с чемоданами. Интеллигентностью - или решимостью отстаивать то, что им дорого? Наверное, потому к нам и подошли сперва сотрудники охраны, а потом дежурный по вокзалу. Какое депо, какая архитектура? Для вас тут путей понапрокладывали и сапсанов поназапускали, путешествуйте с РЖД — а не хотите, так идите отсюда вовсе! И мы пошли.
Так началась наша первая экскурсия вокруг кругового депо.


Круговое паровозное депо Николаевской железной дороги — выявленный объект культурного наследия, и охраняется законом. Его нельзя сносить, нельзя реконструировать. Впрочем, если очень хочется, то можно. Создавая проект нового главного пути, руководство РЖД «забыло» о наличии в зоне нового строительства объекта культурного наследия. Узнав о том, что приговоренное к сносу депо по закону сносить никак нельзя, Управление "Главгосэкспертиза" очень удивилось. Мы тоже. А чтобы вместе с нами удивиться могло как можно больше небезразличных к своему городу москвичей, мы решили провести серию экскурсий по исторической части привокзального комплекса.



В самом первом путеводителе по тогда только еще выстроенной Николаевской железной дороге есть забавный момент: на описание вокзала ушло всего несколько строк, зато рассказу о круговом депо посвящено несколько страниц. Для середины XIX века это был настоящий прорыв: здание циркульной конструкции, разделенное внутри сквозными арочными проёмами и увенчанное огромным куполом. Депо построено по проекту выдающегося русского зодчего Константина Тона и его ученика архитектора Рудольфа Желязевича. Сохранилась личная переписка, в которой К.А. Тон обсуждает особенности строительства депо. Насколько был важен этот проект, говорит то, как мастер внимательно следил за его воплощением.



«Вон та бастилия — это водонапорная башня!», - говорит наш экскурсовод Юрий Егоров, координатор Архнадзора, и мы переходим узкий проезд, населенный низкорослыми собаченциями, стерегущими ворота с непроизносимыми аббревиатурами: вроде нам запрещено ходить по территории РЖД, но почему тогда тут гнездится столько гражданских предприятий?
Что такое водокачка? Бочка на подпорках. Мастер, спроектировавший эту башню, с нами не согласился бы. Карнизы башни — как и депо — украшают пояски с геометрическим орнаментом, перекликается и форма окон: двойные арочные проёмы, оформленные фасонным кирпичом. То, что эти два промышленных здания проектировались не только функциональными, но и красивыми, да еще и строились в едином стиле, не вызывает сомнений.



«Вы еще не знаете, каким был поворотный круг в этом депо. Он держался на деревянных конструкциях — и вот так проработал целых 20 лет!»
Не удивительно. В товарной части станции старинные пакгаузы полуторавековой давности до сих пор декорированы резными деревянными балками — тоже далеко не новыми. И ведь стоят, не рассыпаются!



Сейчас попасть внутрь депо нереально. Но здание крепкое — это видно и снаружи. Ему бы жить и жить! В Америке, к примеру, такие здания отдают под музеи истории транспорта: пусть люди видят, как жили их предки. Куда там музей: нам пытались запретить просто пройти с экскурсией вокруг депо - по территории, принадлежащей городу.




А знаете, сколько москвичей хотело попасть в тот день на экскурсии вокруг депо? Около сотни. К сожалению, группы пришлось сделать небольшими, т.к. настораживали перспективы привлечь нежелательное внимание охраны. В результате попало только около шестидесяти. На месте РЖД мы бы принесли свои извинения за неудобства, связанные с осмотром памятника москвичами.

текст и видео - Ася Аладжалова,
фото - Хромых Елена, Павел Чусовитин

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
ket_golosov
25 окт, 2011 21:14 (UTC)
>На месте РЖД мы бы принесли свои извинения за неудобства, связанные с осмотром памятника москвичами.<
Ха! Создавать неудобства гражданам — важная область деятельности этой организации -_-
( 1 комментарий — Оставить комментарий )

Метки

Поиск



Поиск по блогу

Яндекс

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars