archnadzor (archnadzor) wrote,
archnadzor
archnadzor

Category:

Круговое депо: в круге шестнадцатом

РЖД и Мосгорнаследие перебирают варианты разборки объекта культурного наследия


© Павел Чусовитин

19 сентября мы пригласили журналистов в МУАР, чтобы рассказать о том, что ждет спасенное год назад от сноса Круговое депо Николаевской железной дороги в Москве (арх. К.Тон, сер. XIXв. ).
Поводов было два. И оба тревожные.

На сайте «РЖД-ТВ» вышел спецрепортаж «Паровозный сарай», в котором в течение 11 минут говорится о том, что Депо, конечно, памятник, но мешает развитию железных дорог. То есть и в буквальном, и в переносном смысле – Депо встало на пути РЖД. В этом же ролике чиновник ведомства, указанный в титрах как Владимир Волков, начальник группы заказчика ДКРС-Москва, заявляет, что существуют проработанные с Мосгорнаследием варианты перестройки Депо и что разумным является «вынесение депо с его разборкой и последующим монтажом на монолитный стилобат, который позволит защитить его от вибраций». Такой тезис не мог случайно появиться в сюжете ведомственной телекомпании. Очевидно, это то, к чему склоняются чиновники.




Чуть раньше четыре варианта дальнейшей судьбы Депо (и водонапорной башни, она – часть ансамбля) были представлены на заседании рабочей группы Градостроительной комиссии Правительства Москвы (14 сентября). Они назывались предпроектными предложениями «по воссозданию с реставрацией и приспособлением к современному использованию объекта культурного наследия».
Как отметил на пресс-клубе член комиссии, координатор Архнадзора Константин Михайлов, слово "воссоздание", при том что Депо прекрасно сохранилось, сразу выдает намерения проектировщика (компания "МВ-Проект") и заказчика. И хотя на комиссии неоднократно уверяли, что со зданием все будет в порядке и его сохранят, появившийся ролик РЖД-ТВ говорит об обратном.

Первый вариант «воссоздания-реставрации-приспособления» предполагает «обрезание» боковой части памятника, то есть его частичный снос.



Второй – идентичен первому, только уничтожается часть в середине памятника.

Третий – подъем Депо и водонапорной башни на стилобат в 8 метров высотой. Ж/д ветка проходит под Депо.



Четвертый – подъем на стилобат только Депо. Ж/д ветка опять-таки проходит под Депо.



Координатор Архнадзора Юрий Егоров объяснил журналистам, что все 4 проекта идут вразрез с 73-м федеральным законом о культурном наследии и предметом охраны памятника, который Мосгорнаследие утвердило еще год назад. Так, в предмет охраны входят и объемно-пространственные характеристики здания, и материал, из которого оно построено. Между тем, все проекты предполагают новое строительство на памятнике, увеличение объемов. Не говоря уже о неоправданно высоких затратах и технических сложностях разборки и последующего монтажа кирпичного здания.

Наталья Самовер, координатор Архнадзора, обратила внимание на то, что нет проекта, который бы предусматривал просто реставрацию памятника – а ведь это самый недорогой вариант. Требуется только очистить Депо от советских пристроек и воссоздать купол. Все остальные части здания прекрасно сохранились.

Свои подтверждения этому тезису привел инженер-реставратор Сергей Краус, сотрудник «Мастерских Андрея Анисимова». Согласно исследованиям, которые шли все лето, историческая часть Депо (XIX в.) неаварийна, находится в прекрасном инженерном состоянии. Были открыты многочисленные сохранившиеся архитектурные элементы: карнизы, барельефы, парусные своды. Депо К. Тона – одному из старейших в России – может быть возвращен первоначальный облик XIX века. Оно может быть привлекательным для туристов, использоваться как выставочный зал или музей. Для РЖД это не помеха, а уникальный окупаемый актив.

Предложенные же варианты «воссоздания-реконструкции-реставрации» памятника приведут или к сильнейшему искажению его облика, или же – что более вероятно – к сносу с последующим воссозданием в новых материалах. (Такое уже было – с Путевыми казармами на станции Лефортово).

В конце нашего пресс-клуба мы обратили внимание журналистов на еще один неприятный факт. За год ансамбль «Депо и Водонапорная башня» так и не был переведен из выявленных в региональные памятники. Правительством Москвы до сих пор не издан необходимый документ. Хотя еще в конце 2011 г. Мосгорнаследие официально объявило о согласии с соответствующим актом государственной историко-культурной экспертизы.
И вот – очередные проекты «с разборкой и последующим монтажом». Замкнутый круг: поговорят-поговорят о сохранении памятника, а потом из-за ширмы выезжает экскаватор. Мы это проходили шестнадцать тысяч раз.

отчёт подготовила Е. Твардовская
Tags: Круговое депо, Николаевская ж.д., информационное, под угрозой, пресс-клуб Архнадзора
Subscribe

  • Торжество цинизма

    Заявление Общественного движения « Архнадзор» Снос Бадаевского (Трехгорного) пивоваренного завода (Кутузовский пр-т, 12), который…

  • Капремонт как потеря идентичности

    Лев Журавлев Из года в год удручающими темпами Москва теряет целостность своего исторического облика, и это не всегда связано только со сносом.…

  • Уничтожение “Памяти…”

    Игорь Шихов В конце сентября началось уничтожение уникального по сохранности ансамбля промышленной архитектуры — Пресненского…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments