archnadzor (archnadzor) wrote,
archnadzor
archnadzor

Categories:

Усадьба Долгоруковых-Бобринских: реконструкция или реставрация?

Обзор переписки «Архнадзора»

Малая Дмитровка, 1/7

Дмитрий Чижков

В Москве реконструируют очередной пушкинский адрес. Речь идёт о памятнике истории и культуры регионального значения -городской усадьбе Долгоруковых-Бобринских, расположенной в самом начале Малой Дмитровки на пересечении с Большим Путинковским переулком.



В середине XVIII века здесь было владение статского советника князя М. И. Долгорукова, и в этом доме 7 апреля 1764 года родился поэт И. М. Долгоруков, автор мемуарных записок: «Повесть о рождении моём, происхождении и всей жизни», «Капище моего сердца» и других. А так же сатирических стихотворений: «К швейцару», «Камин в Пензе», «Камин в Москве», «Война каминов», «Парфену».
В начале XIX века это владение переходит к доктору медицины, первому профессору анатомии, хирургии и акушерства в Московском университете И. Ф. Эразмусу, составившему первое на русском языке руководство по акушерству.
В этом доме, будучи в должности товарища министра народного просвещения, снимает квартиру будущий министр народного просвещения граф С. С. Уваров. В конце сентября 1832 года Уваров пригласил сюда на обед А. С. Пушкина, профессора университета И. И. Давыдова и молодого учёного-филолога адъюнкта М. А. Максимовича.
В 1833 году здесь живёт со своей семьёй под надзором полиции член Союза благоденствия декабрист отставной генерал М. Ф. Орлов, выпустивший тогда свою книгу «О государственном кредите».
В 1853 году, когда участок принадлежал И. С. Шиловскому, жилой флигель был надстроен каменным вторым этажом (взамен деревянного) и заново декорирован в формах позднего классицизма. Этот сохранявшийся облик искажен надстройкой третьего этажа, сооруженной в 1920-х годах.



В 1860-е годы в этом доме начались первые публичные заседания Московского археологического общества под председательством его организатора А. С. Уварова. С того же времени в залах этого дома Общество любителей художеств начинает устраивать постоянные выставки картин художников, с целью содействовать «всестороннему развитию изящных искусств в России». Здесь демонстрировались не только картины современных живописцев – Перова, Мясоедова, Саврасова, Пукирева, Флавицкого, Степанова, Куинджи, Коровиных, Семирадского, Левитана, Васнецовых, Верещагина, Касаткина и других художников, но шедевры старинных мастеров из частных коллекций. Проводились и аукционы картин. Выставка работала более 30 лет.
В 1870-х годах здесь находились классы живописи и рисования, руководимые В. О. Шервудом и работавшие по субботам. Были здесь и музыкальные классы К. А. Сюист.
В 1880-х годах в этом доме помещалась редакция журнала «Зритель», в котором печатались А. П. Чехов и его братья Александр и Николай, и в начале 1900-х годов в доме находилось «Русское общество любителей фотографии в г. Москве», членами которого были ученые Московского университета – Н. Е. Жуковский, Н. А. Умов, А. П. Павлов и другие. Кроме выставочный залов в доме имелись квартиры, в которых в разные годы жили: хирург Ф. Е. Гааг, естествоиспытатель С. А. Рачинский, адвокат Ф. Н. Плевако, блестящие представительницы русской хореографии П. П. Лебедева, Л. Н. Гейтен, артистка Малого театра Л. П. Косицкая. Здесь доживал свои последние дни бывший почт-директор, знакомый А. С. Пушкина А. Я. Булгаков.



В 1947 году сюда переезжает редакция журнала «Новый мир», главным редактором которого в то время был К. М. Симонов – автор бессмертных строк «Жди меня». В 1950 году Константина Михайловича на этом посту сменил А. Т. Твардовский. Именно тогда начинается период в жизни журнала, неразрывно связанный с его именем, и даже начинает неофициально именоваться «журналом Твардовского». Благодаря Твардовскому на страницах журнала смогла появиться повесть «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына в 1962 году. Редакция размещалась здесь до 1964 года.



В конце ХХ - начале ХХI века исторические квадратные метры в центре Москвы стали «золотыми». Не стал исключением и дом Долгоруковых, начавший активно заселяться арендаторами. Владельцы кафе, клубов, магазинчиков и обменных пунктов соревновались в украшательстве своих заведений. Классицистические фасады обрасли рекламными вывесками, навесами и кондиционерами. А в окнах появились стеклопакеты на разный манер.



Весной 2013 года здание опустело. Фасад обветшал. Многочисленные арендаторы съехали, а на дверях появилось объявление о грядущей реконструкции. Кроме того, от обитателей соседних домов стали поступать сведения о якобы начавшихся работах по демонтажу внутренних стен и перекрытий.



Активистами Архнадзора был отправлен запрос в Департамент культурного наследия с целью выяснить дальнейшую судьбу памятника.



Из ответа следует, что пользователь оформил охранное обязательство, получил разрешение на проведение исследовательских работ, разработку проектной документации. Кроме того, разработан эскизный проект реставрации, который в настоящее время находится на согласовании в Мосгорнаследии.



Между тем в здании недавно начались подготовительные работы. Кое-где изнутри сбита штукатурка, демонтируются настенные и потолочные панели, оставшиеся от прежних хозяев. Делаются обмеры.



Дом на углу Малой Дмитровки и Большого Путинковского переулка снова на пороге перемен. Что ж будем надеяться, что эти перемены вновь вселят в эти стены дух творчества и свободы. И что новый собственник со всей ответственностью подойдет к восстановлению и дальнейшему использованию доставшегося ему недвижимого сокровища московской истории.

«Архнадзор» будет и далее следить за судьбой памятника.
Tags: Малая Дмитровка, переписка АН
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments