?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Николай Васильев — историк архитектуры, кандидат искусствоведения, генеральный секретарь DOCOMOMO Россия специально для archspeech рассуждает о том, что случилось с домом-коммуной Ивана Николаева.


Полное название работ, много лет проводившихся на комплексе знаменитого Общежития-коммуны Текстильного института, построенного по проекту Ивана Николаева, во 2-ом Донском проезде звучит сложно — реконструкция с элементами приспособления и реставрации.

Задача тоже была нерядовая и, наконец, 1 апреля было объявлено об окончании работ в третьем, общественном корпусе коммуны. Первый, спальный был сдан ещё в 2014, а бывший санитарный — теперь также жилой — в 2015.



Что же мы получили?

Студенты МИСИС, понятно, получили новое общежитие, аудитории, столовую и т.п. Мы же получили свежую штукатурку, снова подтекающие плоские кровли-террасы и весь остальной набор корбюзианских принципов. За вычетом, тут иллюзий никто не строил, социального эксперимента. Ещё сам Иван Николаев в начале 1960-х был вынужден переделать спартанские «спальные» кабины в более приличествующие советскому студенту четырёхместные комнаты. Арендаторы — хозяева автомоек, салонов света и бог весть какого ещё мелкого бизнеса освоили в 1990-е, казалось с концами, общественный корпус — теперь здесь снова аудитории, комнаты для занятий и столовая. В новых условиях комнаты обеспечивают студенту 9 кв. м со всеми удобствами, надобность в санитарном блоке с площадкой для зарядки, личным шкафчиком и душевыми оказались не у дел. Теперь здесь также жильё, вопрос только к инсоляции — окна тут только на север, на юг — же балконы. Коллегам известен непростой путь главного архитектора проекта к его воплощению, однако, кроме понятных сложностей взаимоотношения с выбранным по тендеру подрядчиком, мы знаем и о некоторых весьма спорных, с точки зрения охраны наследия, решениях. Наверное, профессионал-конструктор мог бы оспорить замену стального клёпанного каркаса на вездесущий монолитный железобетон, сметчик же и неквалифицированные строители наверняка это одобрили. В результате почти всё, кроме кирпичных несущих стен лестничных башен и пандуса было нещадно выломано и возведено вновь. Деревянные конструкции знаменитых шедовых фонарей — как никак первое использование их в гражданской, а не промышленной архитектуре — были заменены на стальные (тут «помог» и пожар 2010 года).



Не ясно только откуда взялись овальные в сечении столбы-пилоти вместо оригинальных квадратных, глухие бетонные парапеты балконов вместо металлических, засыпанный землей кинотеатральный зал в подвале санитарного корпуса и прочая мелкая самодеятельность, не связанная с приспособлением комплекса под новые нормы?

Ответа нет. Скажут, уже сказали, что лучше так, чем снос. Конечно лучше. Но ещё лучше было бы сохранить хоть старые формы и приблизить функции, коль с материалами не вышло? В Выборге постарались и вышло. В спроектированных Николаевым домах на Преображенском Валу ставят деревянные окна, а там всё зовётся вообще капремонтом. Ясно, что тут не могут не похвалить, а премию дадут и на заграничные выставки свезут. За неимением гербовой.

Для лучшего понимания того, что такое Дом-коммуна, archspeech публикует отрывок из книги «Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки», подготовленной коллективом авторов во главе с Еленой Овсянниковой и Николем Васильевым.
фото - archspeech (на сайте - больше)


ARCHI.RU
17.09.2013,

Об искажениях здания в процессе проводимой «реконструкции с реставрацией» - эксперт Екатерина Шорбан

Метки

Поиск



Поиск по блогу

Яндекс

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars